Транспортные Стратегии или
Обзорно-сравнительная статья-отзыв о трех транспортных стратегиях - Transport Tycoon Deluxe, Transport Giant и Locomotion
© L-Zet, 17 Сен 2004 17:56
В искусстве часто делаются попытки повторить неповторимое. Массу гениальных книг, фильмов пытаются переделать или продолжить. Человек, написав одну гениальную книгу, пытается написать такую же или её продолжение, что заканчивается плачевно. Автор падает в глазах общественности.
Если назвать создание компьютерных игр искусством, то последние месяцы мы наблюдаем именно такое явление.
Transport Tycoon Deluxe
Давным-давно, в далеком 1995 году Крис Сойер (Chris Sayer) и компания Microprose, издатель легендарной Цивилизации (Civilization) Сида Меера (Sid Meir), выпустили экономическую стратегию или транспортный симулятор, кому как угодно, Transport Tycoon Deluxe.
В те времена игра блистала, графика для 95-го года была на высоте. Красиво двигающиеся поезда, автобусы, самолеты и корабли поражали всех.
Игра затягивала всех. По себе знаю, с игрой были убиты ночи, сутки, запущена учеба, получено увольнение с работы.
Игру можно было считать гениальной. И именно от этой фразы мы будем отталкиваться.
Идея игры к Крису Сойеру пришла от Сида Меера, создателя великой Цивилизации. Меер, выпустив не самую удачную игру Railroad Tycoon, забросил идею транспортных стратегий. А Сойер подхватил её и развил до небывалых размеров.
Сначала был выпущен Transport Tycoon, который не сильно чем отличался от своей следующей версии. Единственное, что могло бы его выделить, это реальные названия транспортных средств. Но в игре чего-то не хватало.
Чуть позже была выпущена следующая версия, и Transport Tycoon получил приставку Deluxe. В ней было реализовано несколько новых возможностей, появились новые транспортные средства, а период игры сдвинулся на 20 лет. Безусловно, огорчало то, что общеизвестные названия транспорта были изменены. К примеру, самолет, в котором явно узнавался Боинг 747, теперь стал называться Дарвин 300.
Прошло 9 лет со дня выхода этой игры. И, тем не менее, на протяжении этих лет истинные ценители компьютерных игр играют в TTD. До сих пор к игре пишут добавления, утилиты, патчи, рисуют дополнительную графику. Кроме того, продолжается работа над OpenTTD - полным Windows-совместимым open-source клоном игры, реализующим как функции самого TTD, так и множество усовершенствований. Работа ведется независимо от компании-издателя.
Много лет фанаты TTD жаждали продолжения. Слухи о выходе Transport Tycoon 2 ходили всё время, случайно даже окрестили TTD 2 давно уже вышедший Railroad Tycoon 2. В общем потребность в продолжении была, а самого продолжения всё не было.
И вот весной этого года появляется официальная информация о выходе двух игр, целиком впитавших в себя идеи TTD.
Первая игра была выпущена компанией JoWood, знаменитой издательницей многих экономических стратегий с гордыми названиями Giants или Гиганты (Industrial Giant, Traffic Giant и др.). Игру окрестили Transport Giant, и никак иначе. После её выхода в начале лета игру локализововала компания Акелла, выпустив её в России под названием Транспортный Олигарх.
Чуть позже, а именно 9 сентября, вышла новая игра от Криса Сойера - Locomotion. Будет ли кто-нибудь локализовоать её в России - неизвестно.
Transport Giant назвали наследником Transport Tycoon. Locomotion и подавно некоторые назвали Transport Tycoon 2 (т.к. автор игры -сам автор бессмертного TTD), а зря.
Мы будем рассматривать игры в хронологическом порядке.
Transport Giant
Долго, очень долго компания JoWood дразнила игровой мир всякого рода новостями, скриншотами и демо-версиями. И вот, наконец, летом выходит долгожданный транспортный симулятор.
"Пройдемся по тексту". Игра получилась красивая, детальные прорисовки транспорта, ландшафта, городов. Причем города не просто стоят монолитом, как в TTD, а живут своей жизнью, в них ездят машины, ходят люди. Надо сказать, этого и следовало ожидать от компании JoWood. В своих последних "гигантах" компания всегда использует подобные детали.
Отличия Transport Giant от TTD в положительную сторону - графика, обилие транспортных средств. Новым и приятно неожиданным стал период игры - с 1900-го года до 2000 "и дальше". В игре присутствуют дилижансы, конки и дирижабли. Удобным можно назвать и принцип построения дорог и железнодорожных путей (кликнул и тянешь).
Тем не менее, у игры есть минусы. Один, и пожалуй самый весомый,- отсутствие реалистичности, к примеру в том что поезда при столкновении не разбиваются. Ландшафт карты плохо изменяется, землю нельзя не поднять, не опустить. Кроме того, мосты в игре нужны только для того, чтобы преодолеть пучину морскую, туннели только для того чтобы не объезжать попавшийся на пути объект.
Да, и ещё одно неприятное условие. Железная дорога должна быть единой сетью. Нельзя построить железную дорогу в одной части карты, а потом в другой.
Игра, конечно, по-своему является наследником TTD, но, поиграв в неё, понимаешь, что в ней масса недоработок. И странное слово играбельность, которое чувствуешь, только погрузившись в игру, ниже, чем у TTD.
Locomotion
9 сентября 2004 года вышла игра, которую ждали ещё больше, чем Transport Giant, так как её создатель -сам Крис Сойер, и от него ожидали настоящего продолжения. И вот оно появилось.
Многие, конечно, назовут Loco продолжением или даже второй версией Transport Tycoon, но не я и не в этой статье.
В случае с Locomotion начну, пожалуй, что с минусов.
Движок игры взят от RollerCoaster Tycoon 2, вышедшего у нас под названием "Магнат парка развлечений". Но беда в том, что не всё что подходит для парка развлечений, подходит для создания транспортной империи. К примеру, принцип строительства дорог сильно изменен: поставив начальную точку дороги, кликаешь на иконку "строить" столько раз, сколько нужно, также это касается и мостов и тоннелей. Особенно это неудобно для транспорттайкунеров, которые привыкли тянуть ж/д через пол карты разом (Кстати, опять отмечу удобный принцип построения дорог в Transport Giant).
В игре появилось масса "наворотов". Принцип построения дорог, который, кстати, взят из RollerCoaster Tycoon 2, позволяет строить многоуровневые дороги, и даже проводить их над городом (всё равно, что американские горки!). Появилась возможность строить дороги под землей, почти метро, но реализована она не очень удобно: строя под зданиями и дорогами, не всегда видишь, что строишь. Отключение отображения зданий (которые исчезают только на половине экрана) не сильно спасает положение.
Многие идеи взяты из Transport Tycoon, но создается впечатление нагромождения. Сам интерфейс кажется мрачным, по сравнению с радужностью красок как Transport Tycoon, так и RollerCoaster Tycoon.
Игра местами не доработана, местами переработана.
А графика не сильно улучшилась по сравнению с TTD, став немного более мультяшной.
И, наконец, Loco не впитала в себя массу плюсов патча, написанного к Transport Tycoon, чего, я думаю, ждали многие преданные фанаты.
Несмотря не на что, оценив подобный Transport Tycoon движок, ряд похожих принципов и, наконец, автора, назовем таки Locomotion почти продолжением TTD.
Согласитесь Вы со мной или нет, неповторимое не повторишь.
Крис Сойер, написав одну гениальную игру, не сумел написать вторую такую же, и даже лучше. Каждая из 2-х описанных игр по-своему повторила великий шедевр и каждая по-своему не оправдала возложенных надежд.
Представим игру, которая сможет стать Transport Tycoon 2.
На мой взгляд, нужно взять графику Transport Giant и принцип формирования ландшафта из Transport Tycoon или из Locomotion. И на это положить игровые принципы Transport Tycoon Deluxe + TTD Patch, возможно добавив что-то новое, но в меру. Сделать грамотную функциональную часть, опять же взяв основу из TTD.
И, мне кажется, получится то, что надо.
Возьмется ли кто-нибудь сделать это? И, начав снова, учтет ли опыт предшественников?
В заключение, скажу, что Transport Tycoon Deluxe (с TTD Patch или в варианте OpenTTD) остается самым интересным и играбельным транспортным симулятором. Если бы не было TTD, возможно, Transport Giant или Locomotion заняли бы его место. Но место уже занято.
Гениальное не повторяется дважды.
Владимир Лагутин
16.09.04